Мы теряем Петербург.


Любое вмешательство в сложившуюся застройку приведет к трещинам. Необходимо определиться: или мы сохраняем исторический центр, или строим новый. Однако свое слово должны сказать и петербуржцы — какой город им дорог. Об этом говорили в ИА «Росбалт» участники круглого стола «Подземный Петербург – старые ошибки и вопросы безопасности реализации новых проектов».

Роковая тема

«Мы теряем город и должны восприпятствовать этому», — заявила сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Маргарита Штиглиц. Часть потерь ближайшего десятилетия перечислил член президиума петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов. Тема освоения подземного пространства оказалась роковой для окружения «Невского паласа», напомнил он. В результате реконструкции и строительства даже небольшого подземного паркинга в аварийное состояние приведены три здания, из которых два снесены (на Невском проспекте). Паркинг под отелем «Гранд палас» отозвался трещинами на отреставрированном театре музкомедии. В этом скорбном списке легендарный дом Мурузи, Юсуповский дворец, дом Лобанова- Ростовского и многие другие.

Вместо серьезного наказания чиновники меланхолично констатируют, что «строительная фирма нарушила правила ведения работ», отметил сопредседатель ВООПИиК, директор Международного благотворительного фонда спасения Петербурга-Ленинграда Александр Марголис. «Подобный вандализм — это уголовное дело. Этим должна заниматься власть и прокуратура», — убежден он.

Печальная картина

Затрещал дом Перцева вследствие возобновления работ на печально знаменитой «яме» у Московского вокзала. Именно поэтому общественность очень сильно обеспокоена предстоящим строительством под площадью Восстания.

Как сообщил главный инженер проекта строительства подземного многофункционального комплекса под площадью Восстания Владимир Ерошин, компания «Адитум» провела предварительное обследование фундаментов зданий, попадающих в 50-метровую зону влияния проекта. В частности, был осмотрен Московский вокзал. «Фундамент здания не пострадал, а вот лежни (бревна, которые закладываются в основание фундамента) со стороны станции метро «Площадь Восстания» в сечении разрушены на 40%. Фундамент находится в работоспособном состоянии», — сказал он.

Профессор — заведующий кафедрой геотехники Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Рашид Мангушев напомнил, что фундамент был поврежден еще когда впервые начинали рыть «яму», поэтому потребуется серьезное усиление вокзала.

Площади с «подтекстом»

Смольный приступил к реализации концепции развития подземных паркингов. В предварительном списке — более тридцати адресов. В октябре 2007 года правительство приняло решение о строительстве восьми паркингов в историческом центре. А именно: под Большой Конюшенной ул., Манежной пл., на пересечении Кирочной и Таврической улиц (около музея Суворова), под Захарьевской ул. (около пересечения с ул. Чернышевского), Потемкинской ул. (у дома 13), под Греческой пл., пл. Белинского и пл. Шевченко (у ДК Ленсовета).

Как сообщил заместитель директора НИИ «Спецпроектреставрация», член Федерального совета по сохранению культурного наследия Минкультуры РФ Михаил Мильчик, их институт провел историко-культурную экспертизу на предмет возможности строительства подземных паркингов. По его словам, эксперты пришли к выводу, что ведение работ под площадями Шевченко (около ДК Ленсовета) и Ленина (у Финляндского вокзала) вполне допустимо при ряде ограничений, в частности, высотных. Вместе с тем, под площадью Растрелли эксперты не рекомендуют рыть ни при каких условиях.

В разработке ООО «ПаркингИнвестЦентр» уже значится десять паркингов, из которых большая часть расположена в историческом центре. Например, будущий паркинг около музея Суворова. «При строительстве подземного паркинга на первом месте у нас стоит сохранность окружающей застройки и минимальное вмешательство в среду», — уверяет заместитель генеральный директор компании Александр Стрельников. Пока «о строительстве речи не идет», сказал он. Между тем, стоимость изыскательских работ составляет десятки миллионов рублей. Тратить такие деньги, не имея перспективы, вряд ли может себе позволить даже самая богатая компания. В зависимости от сложности строительства себестоимость одного машиноместа будет составлять от 35 до 60 тысяч евро. Расчетный срок окупаемости (места будут сдаваться в аренду) составляет около 10 лет.

Уникальный мониторинг

Строители второй сцены Мариинского театра, пройдя 9 метров, столкнулись с проблемами, преодоление которых значительно удорожает смету и срывает сроки, отметили участники круглого стола. Специалисты выражают тревогу по поводу того, что необходимость уложиться в бюджет, который не может растягиваться до бесконечности, приведет к необоснованному занижению сметы и самым пагубным образом сказаться на «соседях».

«Геотехническая часть проекта адекватна геологии», — заявил Алексей Шашкин, генеральный директор ЗАО «НПО «Геореконструкция – Фундаментпроект». Он сообщил, что впервые в Петербурге будет производится выемка грунта такого большого объема (150 80 11,5 метра). Сегодня полностью сформировано свайное поле. Также впервые подготовлена опытная площадка глубиной 11,5 метра, которая позволит вести наблюдение за реакцией грунтов на откопку котлована — будут производиться вертикальные и горизонтальные замеры. До последнего времени мониторинг осуществлялся исключительно путем отслеживания технического состояния зданий, расположенных вблизи стройки, по принципу «ой, идут осадки! ой, упал!». Этого не достаточно, подытожил гендиректор.

По его словам, «грунт ведет себя на площадке предсказуемо плохо». Петербургские грунты могут произвести глубокое впечатление даже на геотехников, не говоря о деятелях культуры (имеется ввиду заявление Михаила Швыдкого о том, что на дне вместо грунта оказалась суспензия).

Но необходимым условием для правильного формирования котлована является надлежащее выполнение работ подрядчиками, подстраховался Алексей Георгиевич. «Я не уверен, что сегодня в геотехническом конкурсе на котлован победила профессиональная организация», — заявил он.

Новострой против Новой Голландии

Очень большие опасения у специалистов вызывает проект «Новая Голландия». Михаил Мильчик отметил, что НИИ «Спецпроектреставрация» провел историко-культурную экспертизу проекта «Новая Голландия». «Практического значения наша экспертиза не имела», — констатировал он. В рамках проекта будут сохранены шесть объектов (три корпуса складов, включая арку; круглая тюрьма, кузница и бассейн с каналами).

Институт рекомендовал оставить еще три: комендантский дом, опытовый бассейн с лабораторией и здание радиостанции (отсюда было подано известие о победе Октябрьской революции). Эти рекомендации не были приняты к сведению. Также была проигнорирована рекомендация по сохранению территории как ансамбля, неприкосновенности внутреннего пространства. По  мнению экспертов, новострой не должен превышать высоты конька кровель складов — 28,5 метра. Между тем, отметил замдиректора НИИ, согласно проекту высота концертного зала будет выше этой планки на 13 метров. «Памятники становятся обрамлением нового концертного комплекса», — заключил он.

«Это действительно ансамбль, пока еще его можно увидеть. Он производит сильнейшее впечатление, — сказал Михаил Мильчик. — Торопитесь взглянуть на него в последний раз, это ненадолго».

Эксперт пояснил, что корпуса складов держатся на деревянных сваях. Всякое понижение уровня грунтовых вод может привести к их разрушению. Такой огромный объем подземного строительства (котлован под концертный зал и паркинг, прокладка коммуникаций) не может не повлиять на гидрогеологию острова и, как результат этого — не сказаться на состоянии ценнейшего ансамбля, высказал он свою тревогу. По его мнению, здесь ситуация даже более опасная, чем на площадке Мариинки-2. Михаил Мильчик убежден, что нужно отказаться от подземного строительства в Новой Голландии.

Нужно определиться

При строительстве в историческом центре невозможно обеспечить «нулевую осадку». Любое вмешательство в сложившуюся застройку приведет к трещинам, в заявил Рашид Мангушев. Университет обследовал техническое состояние 54 зданий 19-20 века в историческом центре. Эксперты выяснили, что 60% фундаментов перегружены, здания имеют трещины, сообщил профессор.

«Эти строения находятся в состоянии «неустойчивого равновесия». Любое вмешательство в сложившуюся застройку приведет к трещинам», — заявил он. Да, в центре нужны подземные парковки, отметил ученый, но Смольный должен определиться — или мы сохраняем исторический центр, или строим новый. Проблему с парковками нужно решать за пределами исторического центра, а в центре следует искать другие пути.

По мнению первого заместителя председателя КГА Алексея Долматова, основной причиной «осложнений» при строительстве является несоблюдение инвесторами строительных регламентов. Тем не менее, чиновник выразил надежду, что «проблема будет решена».

Состоявшийся круглый стол — это первое мероприятие совместного проекта ИА «Росбалт» и петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры «Петербург: следующие 300».

Ирина Кравцова, Росбалт-Петербург

Аренда квартир
Яндекс цитирования